Антибюрократическое государство
Ниже изложена работа, которая является первой работой из трёх работ, написанных автором по теме "Прямое народовластие". Хотя в этой работе о прямом народовластии открыто не говорится, но существенная часть содержания этой работы вошла в две последующие работы автора по этой теме, это – "Социалистическое предприятие" и "Прямое народовластие".
Антибюрократическое государство
– это государство, в структуре организации которого
заложены элементы, предотвращающие бюрократическое
перерождение его должностных структур.
Для того чтобы понять, что требуется
для построения антибюрократического государства, необходимо
разобраться, что является бюрократией.
Для начала дадим определение
понятию бюрократ.
Бюрокра́т
– это должностное лицо, которое систематически не выполняет или некачественно
выполняет свои должностные обязанности или использует свое служебное положение в личных
корыстных целях.
Должностное
лицо1 –
это лицо, осуществляющее (по назначению или в силу выборов)
функции представителя власти или занимающее в государственных
или общественных учреждениях, организациях, на предприятиях
должности, связанные с выполнением
организационно-распорядительных
или административно-распорядительных обязанностей.
У каждого работника, который
выполняет определенную работу на производстве, на
государственной службе или в других организациях и
учреждениях, имеется должностная инструкция или аналогичный
по функции документ, где черным по белому расписаны с разной
степенью полноты все его обязанности. Поэтому практически каждый
работник, на какой бы должности он ни работал, может нарушать
свои обязанности и использовать свое положение в личных
корыстных целях. Конечно, вред от таких нарушений будет
тем больше, чем большую должность занимает данный человек.
Под корыстными нарушениями нужно
понимать не только материальные нарушения (взяточничество,
казнокрадство), но и элементарное нежелание выполнять свои
обязанности, по причине лени. Следовательно, понятие бюрократ
можно обобщить, распространив его на всех работников, которые
систематически нарушают свои служебные обязанности. Но
главный вред обществу приносят, конечно, классические
бюрократы – должностные лица.
Таким образом, бюрократ – это
явление глобальное и пронизывает все структуры общества:
государственные, производственные, научные, общественные и
т.д. Но сам по себе бюрократ не является еще наибольшим злом,
поскольку против него еще можно бороться. А вот когда
бюрократы начинают создавать системы по принципу «ты - мне, я
- тебе», то такая бюрократическая система становится очень
опасной для отдельных граждан и для общества в целом, если
общество не объединено и не имеет реальных внушительных
политических сил, выступающих для защиты своих интересов.
Бюрократия при своем существовании
беспрерывно наводит все новые и новые связи между бюрократами,
участвующими в различных организационных структурах, в которые
входят государственные, производственные, финансовые и какие
угодно сферы деятельности человека. Бюрократия свои
бюрократические связи явным образом не афиширует, поэтому в
определенном смысле является тайным обществом. Этот факт
позволяет бюрократии легко уходить от ответственности,
перекладывая свои преступления, например, на идеологию, на
предшествующие режимы власти.
Какими же наиболее опасными
свойствами обладает бюрократия с точки зрения общества?
Первое и самое опасное свойство
бюрократии – это ее способность вырождаться со временем
в моральном и профессиональном отношении. Причем это свойство
бюрократической системы в течение определенного времени
реализуется на практике обязательным образом. Затормозить этот
процесс могут некоторые особенности государственного
устройства общества, которые позволяют конкурировать за власть
нескольким бюрократическим кланам страны, наличие социально
активного населения. Но, не смотря на это, каждый из кланов
продолжает вырождаться со временем в моральном и
профессиональном плане, хотя и значительно медленнее, чем в
государствах, где нет активной конкуренции между
бюрократическими кланами и нет социально активного
населения.
Как происходит вырождение
бюрократических кланов в моральном и профессиональном
отношении?
Один из основных путей
бюрократического вырождения следующий. Как известно, каждый
бюрократ, находящийся на руководящей работе подбирает себе
заместителей, которые в профессиональном значении не
превосходили бы его, а по-настоящему талантливых людей
оставляют работать на рядовых должностях. При смене
руководства именно заместители, как правило, занимают данное
руководящее место. Поскольку они не обладают высокими
профессиональными знаниями и навыками, то вынуждены тоже
обеспечивать свою должностную безопасность выбором
заместителей с такими же, а для надежности и худшими
профессиональными знаниями и навыками. Таким образом, в
течение времени происходит профессиональное и моральное
вырождение должностных структур.
Конечно, все это относится к
бюрократам на руководящих должностях, а не к руководителям с
высокими профессиональными качествами, которые тоже
присутствуют в руководящих кругах в определенном количестве и
добросовестно выполняют свои обязанности. Но проблема состоит
в том, что для бюрократа главной задачей не является
образцовое выполнение своих должностных обязанностей. Его
интересы заключаются в том, чтобы как можно надежней
закрепиться на занимаемой должности и при случае занять
другую, более высокую должность. С этой целью они, бюрократы,
и плетут различные бюрократические связи по принципу «ты -
мне, я - тебе», которые должны обеспечить им решение их личных
корыстных задач. Добросовестные же руководящие работники, как
правило, заняты решением своих профессиональных задач и
построением бюрократических связей не занимаются, и поэтому к
бюрократическим интригам, как правило, бывают не готовы.
Следовательно, бюрократа трудно
снять с занимаемой должности, за него заступается вся
бюрократическая система, к которой он принадлежит, а
порядочного руководителя можно оклеветать, подстроить
различные интриги и все свалить на него, если он стал мешать
бюрократам или стал опасен своими разоблачениями. Поэтому с
течением времени бюрократическая система увеличивается, а
порядочных руководителей становится все меньше и меньше. Это
происходит до тех пор, пока возмущение беспределом бюрократов
не поднимет на борьбу с ними существенные силы общества.
В этой борьбе главной трудностью
является то, что большинство людей относится к понятию
бюрократ или бюрократическая система упрощенно, поверхностно.
Бюрократ представляется многим, как простой волокитчик,
крючкотворец. Поэтому бюрократии легко удается прятаться за
идеологические прикрытия или наоборот навешивать своим
противникам идеологические обвинения там, где виновата
исключительно бюрократия.
Необходимо ясно понимать, что какая
бы идеология ни существовала в государстве, для
его управления необходимы определенные государственные
структуры, а любые государственные структуры, если не принять
специальных мер, обязательно выродятся в бюрократические, с
созданием бюрократической системы.
Управленческие структуры, кроме
того, нужны и на производстве, в науке, в армии и т. д.
Поэтому необходимо выяснить: какие факторы обеспечивают
перерождение должностных структур в бюрократические и
формирование на этой основе бюрократической системы.
Профессиональную деятельность
каждого работника, где бы он ни работал, определяет
должностная инструкция или аналогичный по функции документ, а
также законы государства, где с разной степенью полноты
расписаны его обязанности. Для продолжения разговора
необходимо определить, что такое обязанности и права работника
предприятия или учреждения.
Обя́занности
– это совокупность действий, возложенных на работника
и подлежащих безусловному выполнению.
Выполнять обязанности работника
заставляют, с одной стороны, меры воздействия, которые будут к
нему применены в случае невыполнения или некачественного
выполнения им своих обязанностей, а с другой, – чувство
ответственности (если оно есть). Поскольку чувство
ответственности, даже у высоконравственных людей, со временем
притупляется, человек устает быть всегда на уровне требований,
то действенный контроль над деятельностью работников является
одним из главных условий, обеспечивающих выполнение каждым
работником своих должностных обязанностей.
Другим условием является
организация перечня самих обязанностей таким образом, чтобы
они могли быть доступны объективной оценке. Вот здесь
необходимо определить понятие «прав».
Права́ –
это совокупность действий, которые предоставляются работнику
и которые он волен исполнять или нет по своему усмотрению, без
каких-либо дисциплинарных последствий.
Необходимо еще раз отметить, что
права дают различные возможности без какой-либо
ответственности индивида за их использование или не
использование. Если в структуру обязанностей будут включены
права работника, то тем самым общество лишается возможности
осуществлять действенный контроль над их выполнением.
Например, в обязанности судьи
входит установить факт совершенного преступления по материалам
следствия и судебного слушания дела или отклонить
предъявленное обвинение. Но в контексте этой обязанности ему
вменяется требование определить наказание в случае вынесения
обвинительного приговора. Так как точного правила оценки срока
приговора не существует (существует только диапазон срока
наказания), то эта обязанность судьи становится его правом, за
результаты которого он не несет никакой ответственности. Во
что выливается такое положение дел на практике, можно
определить, проведя анализ деятельности судьи.
Судья, выполняющий свои
обязанности, находится под давлением двух сторон: потерпевшего
и подсудимого. Потерпевший хочет, чтобы подсудимый получил
как можно строже наказание, а подсудимый старается его уменьшить
или избежать вовсе. Поскольку срок судья назначает по своему
усмотрению (в пределах диапазона наказания) и за это никакой
ответственности не несет, то он может поддаться давлению и
действовать в интересах потерпевшего или подсудимого без всякой
опасности быть наказанным. Эта бесконтрольность является одним
из основных факторов, способствующих бюрократическому перерождению
структур суда. Ведь если какой-нибудь судья начнет нарушать закон
в силу давления или соблазна материального вознаграждения, то
с этого момента он нуждается в защите от разоблачения. Для этого
он будет стремиться установить бюрократические связи с другими
должностными лицами, чтобы в случае опасности заручиться их
поддержкой и помощью.
Таким образом, наличие определенных
прав в структуре обязанностей работника является тем фактором,
который способствует его бюрократическому перерождению. Ведь
если предположить, что судья назначает срок наказания
виновному не по собственному усмотрению, а по точно
определенным объективным критериям, то любое нарушение им
своих обязанностей, при наличии действенного контроля, станет
бесполезным, т.к. будет исправлено контролирующим органом, а
на нарушителей будет наложена соответствующая мера
воздействия. То же самое справедливо для любого должностного
лица или работника вообще, где бы он ни работал. Поэтому любая
обязанность должна быть расписана, как процедура, во всех
подробностях, которые необходимы для объективной оценки
действий того или иного работника и не должна иметь в своей
структуре права работника, которые делают объективный контроль
обязанностей работника бесполезным занятием.
Следовательно, наличие в структуре
должностных обязанностей прав является фактором, делающим
невозможным действенный контроль деятельности работника. Все
это не позволяет поставить заслон на пути бюрократического
перерождения должностных государственных, производственных или
иных структур.
Отношения между руководителем и
подчиненным унаследованы нами из прошлых времен и является, по
сути, трансформаций отношений господин – слуга. Такие
отношения имеют ряд существенных недостатков.
Во-первых, они аморальны по своему
существу, потому что разрушают чувство общности между людьми,
которое лежит в основе любой морали. Любому руководителю даны
такие властные полномочия, на основе которых он может легко
чинить произвол над своими подчиненными. Одна только такая
принципиальная возможность угнетающе действует на работника.
С другой стороны, он может снисходительно относиться к явным
нарушителям трудовой или производственной дисциплины, если у
него с ними существуют какие-либо особые отношения на почве
родственных, дружеских связей и т. п. У некоторых подчиненных
работников вырабатываются и развиваются под действием
отношений руководитель - подчиненный негативные свойства
характера, такие как подхалимство, равнодушие и т. д.
Во-вторых, руководитель, как
правило, связывает инициативу подчиненного ему работника и не
дает ему полностью выразить свой творческий потенциал.
Поэтому необходимо так организовать
производственную и служебную деятельность, чтобы каждый
работник был хозяином на своем рабочем месте, чтобы он
полностью нес всю ответственность за ее результаты и не перед
руководителем, а перед объективным контролем. При этом он
должен иметь полное информационное и материальное
обеспечение, необходимое для выполнения своих служебных
обязанностей, в том числе иметь соответствующую квалификацию.
Руководитель же должен исполнять функцию организатора и
координатора производственного процесса или другой
деятельности, быть ведущим специалистом, имея точно такие же
права в отношении других работников, какие имеет каждый из них
по отношению друг к другу. То есть он должен быть лишен всякой
административной власти над подчиненными: увольнять работника
с занимаемой должности, повышать его по службе, наказывать за
различные служебные проступки, принимать работника на работу.
При такой организации во многом снимается ответственность и
нагрузка с руководителя и переносится на каждого работника
данного коллектива.
Чтобы такая структура работала,
необходима организация действенного контроля.
Что такое действенный контроль?
Действенный
контроль – это объективный контроль
над деятельностью каждого работника данного предприятия
или учреждения, который обязательно определяет меру воздействия
за нарушение работником своих обязанностей.
Чтобы организовать действенный
контроль необходимо два условия:
1. Обязанности каждого работника
предприятия или учреждения должны быть точно расписаны и не
иметь в своей структуре прав.
2. Контролирующий комитет сам
должен быть подконтрольным и так же, как все, получать меры
взыскания при нарушении своих обязанностей.
Здесь необходимо остановиться и
объяснить подробней, что это значит на практике.
За производственной или служебной
деятельностью каждого работника на предприятии или в
учреждении выбирается комитет контроля. Выборы комитета
должны проходить на общем собрании трудового коллектива. Если
коллектив большой, то выборы комитета производятся по
основным подразделениям предприятия или учреждения. В таком
случае у каждого подразделения будет свой комитет контроля. В
состав комитета должны входить не менее трех человек - членов
комитета и один человек, отвечающий за регламент проведения
заседаний комитета. Комитет контроля на своем заседании
рассматривает информацию о нарушениях работниками своих
должностных обязанностей и выносит решения. Чтобы решения
комитета сделать максимально объективными, необходима
следующая процедура принятия решения:
1. Комитет контроля выносит свои
решения по тем замечаниям, которые поступили от различных
служб, контролирующих деятельность работников, и назначает
меры воздействия на основании должностной инструкции и
кодекса предприятия или учреждения.
Кодекс
предприятия – это документ, в котором должны быть
расписаны все меры воздействия за нарушение работниками своих
должностных обязанностей. Необходимо, чтобы меры воздействия
соответствовали степени важности тех или иных обязанностей.
Можно присвоить каждой обязанности определенную категорию, в
зависимости от ее значения в деятельности работника, и меры
воздействия назначать по категориям.
2. Обсуждение обязанностей,
нарушенных работниками, проводится членами комитета
коллективно. Меры воздействия за нарушение обязанностей
работниками каждый член комитета должен определять на
основании должностной инструкции работника и кодекса
предприятия. После обсуждения каждый член комитета отдельно от
других выносит свое решение по каждому вопросу, вынесенному
на заседание комитета, и отдает документы члену комитета,
отвечающему за регламент, который в рассмотрении заявлений не
участвует.
Если решение по вопросу принимается
единогласно, то оно вступает в силу. Если единогласного
решения нет, то решение считается не принятым. Все не принятые
решения обсуждаются на собрании коллектива с присутствием
членов комитета контроля. Каждый член комитета объясняет,
почему он голосовал по данному вопросу именно так, на
основании кодекса предприятия и должностной инструкции
работника. Коллектив голосованием решает, нарушил ли данный
член комитета свои обязанности или обязанность работника не
удовлетворительно расписана, что не дает возможности
однозначно вынести решение.
В случае признания за членом
комитета контроля нарушения своих обязанностей ему выносится
предупреждение. После повторного предупреждения он должен
обязательно быть выведен из членов комитета контроля, а на
его место выбран другой человек. Если будет решено
коллективом, что виновата должностная инструкция или кодекс
предприятия, то создается рабочая группа для доработки
соответствующего документа с целью устранения в дальнейшем
подобных недостатков.
Меры воздействия для работников
предприятий и учреждений должны быть двух видов:
1. Меры воздействия, накладывающие
денежный начет на работника, нарушившего свои обязанности.
С этой целью заработную плату
любого работника можно разделить на две части. Одну часть,
составляющую, к примеру, 60%, следует считать
неприкосновенной. Эту часть заработной платы работник получит
в любом случае, если, конечно, отработал положенное
количество дней. Другую часть, составляющую соответственно
40%, работник получит в том случае, если будет работать без
нарушения своих должностных обязанностей. Если же обязанности
будут нарушены, то она полностью или частично должна быть
изъята, в зависимости от вида нарушения работником своих
обязанностей.
2. Меры воздействия, которые
приводятся в действие, если предварительная процедура
материального воздействия не имела успеха. Они должны
включать в себя понижение работника в должности, в
квалификации, с предложением пройти дополнительное обучение,
или увольнение работника с предприятия (учреждения).
Чтобы реально создать
антибюрократическую организацию должностных структур,
необходимо на конкретном объекте производства или сельского
хозяйства отработать данную систему, используя те принципы,
которые были изложены в данном разделе. В дальнейшем можно ту
же отработку произвести в отношении государственных и других
структур.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что
отношения руководитель – подчиненный должны быть радикально
изменены. За руководителем должны остаться только его
профессиональные обязанности организатора и координатора
деятельности работников, а также ведущего специалиста. Он
должен быть лишен всякой административной власти над ними:
увольнять работника с занимаемой должности, повышать его по
службе, наказывать за различные служебные проступки, принимать
работника на работу. Руководитель обязан заявить о нарушениях
работником своих обязанностей в его сфере деятельности в
комитет контроля. Руководитель сам находится под таким же
контролем, как и другие работники. И любой работник,
находящийся в сфере деятельности руководителя, обязан сообщить
в комитет контроля о нарушении своих обязанностей
руководителем.
Контроль над всеми обязанностями
работников, как уже было сказано, возлагаются на комитет
контроля, который их выполняет на основании поступивших
замечаний, руководствуясь должностной инструкцией работника и
кодексом предприятия или учреждения. Комитет контроля сам
несет ответственность за каждое невыполнение или неправильное
выполнение своих обязанностей по той процедуре, которая была
указана выше.
Прием работника на работу,
продвижение его по службе должны проходить по объективной
процедуре, которая учитывала бы только профессиональные и
моральные качества работника, безо всякого субъективного
вмешательства кого-либо из руководителей предприятия или
учреждения.
Еще один важный момент в
антибюрократической организации должностных структур. Это
подконтрольность самого комитета контроля именно тем
работникам, которых он контролирует. Такое положение делает
возможным оперативный контроль самого комитета контроля и
теми работниками, которые заинтересованы в его объективной
работе.
Подводя итог можно сказать, что
бюрократическая система возникает там, где работник-бюрократ
имеет возможность делать определенные незаконные услуги
другим бюрократам за счет предприятия или учреждения, на
котором он работает, не опасаясь быть наказанным за это.
Создание антибюрократической
организации должностных структур на предприятиях и
учреждениях, в государственных органах всех уровней, которая
бы не позволяла работникам безнаказанно нарушать свои
обязанности, является настоятельной необходимостью для нашего
общества и государства. Без решения этой задачи создание
социалистического общества (общества с абсолютной моралью)
будет невозможно.
Примечание
1. Советский энциклопедический словарь.
|